Какое масло залить?
Масло - продукт переработки нефти или различные
синтетические жидкости, применяемые для смазки трущихся частей механизмов.
Какое по вязкости масло залить на зиму, а какое на лето?
Вязкость масла зашифрована в надписи типа "SAE 10W-40". Что такое "SAE"? Спецификация SAE (SAE - общество инженеров-автомобилистов) является
международным стандартом, регламентирующем вязкость масел. Рассмотрим
обозначение SAE 10W-40. "10W" дает нам информацию о зимнем применении данного масла (W - WINTER - зима). Иными словами, от правильного выбора этого
параметра зависит насколько легко, можно запустить двигатель на морозе. Класс
вязкости "40" в нашем примере является так называемым
"летним" классом и говорит о том, насколько масло способно сохранять работоспособность
в высокотемпературных зонах двигателя. Наличие только одного из рассмотренных
параметров в обозначении класса вязкости по SAE говорит о том, что это сезонное масло (SAE 10W - зимнее сезонное масло, SAE 40 - летнее сезонное масло). Обозначение сразу двух
классов (как в примере - SAE 10W-40) говорит о всезезонности данного масла.
Как выбрать класс вязкости по SAE?
При выборе "зимнего" класса вязкости
необходимо руководствоваться значениями средних зимних температур в регионе,
где эксплуатируется автомобиль. При этом можно воспользоваться следующей
таблицей:
-30 0С и ниже 0W
от -20 до -25 0С 5W
от -15 до -20 0С 10W
от -10 до -15 0С 15W
от -5 до -10 0С 20W
до -5 0С 25W
Следуя этим рекомендациям, автомобиль будет
застрахован от проблем с запуском в зимнее время и от негативных последствий
для двигателя (таких как повышенный износ и "заклинивание" во время и
сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме масляного
"голодания"), которые возникают обычно при применении масел
несоответствующего класса вязкости. При каждом запуске двигателя (не
обязательно на сильном морозе, а даже при плюсовых температурах) требуется
некоторое время для того, что бы масляный насос, прокачал масло по системе
смазки, и оно поступило ко всем трущимся частям. В это время двигатель как раз
и будет работать в режиме так называемого масляного "голодания", при
этом, резко возрастает трение и износ. Таким образом, чем больше масло способно
сохранять текучесть при низких температурах, тем быстрее оно будет прокачано по
системе смазки и обеспечит защиту двигателя. Лучшими в этом отношении являются
моторные масла класса "0W". Что касается выбора так называемого
"летнего" класса, то следует отметить, что большинство производителей
автомобилей рекомендуют использование масел класса "40" по SAE. Это связано с высокой тепловой напряженностью
современных двигателей внутреннего сгорания и наличием высоких температур,
удельных давлений и скоростей сдвига в различных зонах двигателя (поршневые
кольца, распределительный вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих
жестких условиях масло должно сохранять вязкость, достаточную для образования
масляной пленки и охлаждения пар трения. Это задача становится особенно
актуальной для предотвращения повышенного износа, задиров и "заклинивания"
в жару в случае перегрева двигателя из-за возможных неисправностей в системе
охлаждения.
В чём отличие минеральных и синтетических масел?
Отличие состоит в основном в молекулярном строении
базы (основы) масла. В процессе производства синтетических масел
"строятся" (синтезируются) молекулы с заданными, оптимальными
эксплуатационными свойствами. Синтетические масла в отличие от минеральных
имеют максимальную химическую и термическую стабильность. Химическая
стабильность означает, что при работе синтетических масел в двигателе с ними не
происходит каких-либо химических превращений (окисления, парафинизации и т.п.),
ухудшающих его эксплуатационные характеристики. Термическая стабильность
означает сохранение оптимального значения вязкости масла в широком диапазоне
температур, что означает легкий и безопасный пуск двигателя на морозе и
одновременно максимальную защиту двигателя в его самых высокотемпературных
зонах при работе на высоких скоростях и нагрузках. Благодаря особенностям
своего молекулярного строения синтетические масла обладают более высокой (по
сравнению с минеральными) текучестью и проникающей способностью.
Могут ли возникнуть проблемы при переходе с "минералки" на
"синтетику"?
Проблемы, связанные с переходом на
"синтетику", возникают обычно в случаях, когда ранее использовались
некачественные масла, нарушались рекомендованные интервалы замены или имело
место попадание в масло посторонних веществ, таких как, например, охлаждающая
жидкость, специальные добавки в масло и т.п. При этом в двигателе могут появиться
значительные отложения. Обычно одновременно наблюдается частичная или полная
потеря эластичности (вплоть до растрескивания) уплотнительных элементов
(сальников, маслосъемных колпачков и т.п.). В отличии от минеральных масел,
которые "моют" отложения в двигателе постепенно, слой за слоем,
синтетические масла (благодаря присущей им высокой текучести и проникающей
способности) вызывают отслоение отложений с внутренних поверхностей двигателя,
что может привести к закупориванию сетки маслоприемника, масляных каналов,
работе в режиме масляного голодания и, как следствие, выходу из строя
двигателя. Аналогично, в зоне сальниковых уплотнений (в том числе и из
микротрещин, если таковые имеются) будут удалены все отложения и, в случае
потери эластичности сальников, синтетическое масло, очистив предварительно себе
"дорогу", будет вытекать из двигателя. Таким образом, применение
синтетических масел не рекомендуется в следующих случаях:
При наличии значительных отложений на внутренних
поверхностях двигателя, если уплотнительные элементы (сальники, маслосъемные
колпачки и т.п.) потеряли эластичность и (или) имеют микротрещины (необходимо
заменить сальники) - возможны подтекания;
В период обкатки для двигателей, требующих обкатку,
т.е. "полезный износ", с целью приработки пар трения. То же касается
и двигателей после капитального ремонта. В этих случаях обкатку необходимо
произвести на качественном минеральном масле, после чего можно переходить на
"синтетику";
В роторно-поршневых двигателях.
Во всех остальных случаях применение синтетических
масел не только ни в коем случае не повредит даже "старому" и
изношенному двигателю, а наоборот, гарантирует его защиту и обеспечит
максимально возможный срок службы.
Что нужно сделать для перехода с "минералки" на
"синтетику"?
Сначала оценить состояние двигателя, т.е. проверить
наличие отложений и дефектных сальниковых уплотнений. Если в двигателе уже
имеются подтекания масла, то переход на "синтетику" невозможен до
ликвидации причин, их вызывающих. Если в двигателе имеются значительные отложения -
"промыть" масляную систему двигателя. Если есть основания полагать, что сальниковые
уплотнения потеряли эластичность (о чем, например, говорят следы подтеков в
местах посадки), то переход на "синтетику" лучше отложить до ремонта
двигателя и замены сальников. Если же следов подтеканий не наблюдается, то для
надежности можно порекомендовать сначала перейти на использование
полусинтетического масла и проехать на нем полный интервал до замены. Если и
после этого подтеки в местах посадки сальников не появились, то можно
переходить на использование синтетических продуктов.
|
Камчатские сайты
 |